Завершился осенний онлайн-курс проекта «Код Атома» для подростков из городов присутствия АЭС
Благодаря вовлечению молодежи в научно-техническое творчество, предполагающее нестандартное решение реальных производственных задач, формируется перспективный кадровый резерв предприятий «Росатома»
Завершился образовательный онлайн-курс для участников III Конкурса научно-технического творчества детей и молодежи «Код Атома», проводимого Фондом «АТР АЭС» при поддержке Концерна «Росэнергоатом». Занятия по цифровой электронике и промышленной робототехнике провели педагоги проекта «Код Атома» Степан Бурмистров и Азизжон Ульмасов.
Начинающие инженеры изучали проектирование цепей для робототехники, учились работать с аналоговым и цифровым мирами с помощью Arduino, разобрали готовые решения по управлению силовыми нагрузками. Также они познакомились с принципами BEAM-робототехники, которая основана на создании «умного» поведения на уровне «железа», без единой строчки кода.
Азизжон Ульмасов отметил, что интенсивный онлайн-курс стал важным этапом подготовки участников к главным вызовам конкурса.
«Основной целью было не просто дать знания, а научить ребят мыслить, как настоящие инженеры. Навыки BEAM-робототехники формируют фундаментальное понимание того, как создавать надежные системы, что критически важно для атомной отрасли. Навыки 3D-моделирования могут применяться для разработки уникального оборудования и оснастки для нужд предприятий «Росатома», а глубокое понимание надежной электроники и сложного программного кода – для создания систем, которым можно доверять. Участники интенсива увидели, что робот – это не просто программа, а единый организм, где математика, код, электроника и механика неразрывно связаны. Именно этот целостный взгляд отличает инженера от простого исполнителя», – подчеркнул Азизжон Ульмасов.
«Эти ребята – настоящее и будущее инженерной мысли России! За время курса они прошли путь от первых шагов в электронике до создания сложных прототипов, способных решать реальные инженерные задачи. Сейчас участники конкурса применяют полученные знания на практике, создают собственные проекты, ориентированные на потребности атомной отрасли России. Очень приятно видеть, как юные инженеры становятся все ближе к тому, чтобы стать частью высокотехнологичного будущего нашей страны», – поделился впечатлениями от курса наставник Степан Бурмистров.
«В этом году мы осваивали не только синтаксис языков программирования, но и принципы написания эффективного кода, научились работать с разными библиотеками, получили практический опыт проектирования механизмов и программирования алгоритмов движения. Особый акцент был сделан на компьютерном зрении, мы научились адаптировать готовые нейросетевые модели для анализа данных с камер автономных устройств, что и стало ключевой спецификой программы этого года», – рассказал участник проекта «Код Атома» из Балакова Илья Тагаев.
В 2025 году в проекте участвуют 55 подростков из 12 городов расположения АЭС, а также их педагоги и наставники – молодые сотрудники атомных станций. Осенний «семестр» стал для них вторым, также они приняли участие в очном образовательном интенсиве на базе Технической академии «Росатома» в Обнинске.
Сейчас команды сдают наставникам проекты, над которыми работали в течение нескольких месяцев. В этом году «домашнее задание» для участников конкурса состоит из двух частей. Задание «Роботизированная атомная станция» заключается в разработке комплекса на основе робота-манипулятора для решения одной из реальных задач в атомной энергетике. Конкурсное задание «Атомная станция будущего» посвящено 80-летию атомной промышленности России. Командам нужно было создать детализированный действующий макет одного из ключевых элементов АЭС и предложить идеи по его модернизации.
С 1 по 6 ноября в Москве пройдет фестиваль «Код Атома», где состоится финальный модуль обучения, а также пройдет защита проектов и их презентация педагогам и известному российскому изобретателю, автору конструктора «Знаток» Андрею Бахметьеву.
Проект научно-технического творчества детей и молодежи «Код Атома» им. И.В. Курчатова проводится ежегодно с 2023 года Фондом «АТР АЭС» при поддержке Концерна «Росэнергоатом» в городах расположения АЭС и направлен на формирование познавательных интересов у детей и молодежи территорий расположения АЭС к научно-технической деятельности и популяризацию инженерных специальностей.